Один Учредитель, УК деньгами | 25 000 рублей |
Один Учредитель, УК имуществом | 40 000 рублей |
Несколько Учредителей, УК деньгами, Совет директоров будет сформирован | 40 000 рублей |
Несколько Учредителей, УК деньгами Совета директоров не будет | от 46 000 рублей |
Несколько Учредителей, УК имуществом Совета директоров не будет | от 61 000 рублей |
Начнем с определения АО. Если до 2014 г. термин АО был общим для всех акционерных обществ и распадался на два вида: ЗАО (закрытое акционерное общество, акции которого могли распространяться только по закрытой подписке, среди заранее определенного круга лиц) и ОАО (открытое акционерное общество, имевшее право распространять акции путем открытой подписки, среди неограниченного круга лиц), то в связи с изменениями в законодательстве в 2014 г. закрытое акционерное общество стало просто акционерным обществом (АО), а ОАО – ПАО (публичным акционерным обществом).
В настоящей статье приведена пошаговая инструкция по открытию АО.
План (структура) создания АО:
- Предварительный 1 этап
- Подготовка документов для утверждения их на учредительном собрании 2 этап
- Учредительное собрание 3 этап
- Применяется в случае, если уставный капитал общества (часть уставного капитала) оплачивается имуществом 4 этап
- Непосредственно регистрация АО в налоговом органе (практически ничем не отличается от регистрации остальных видов юридических лиц) 5 этап
- Открытие расчетного счета и оплата Уставного капитала 6 этап
- Заключение договора с регистратором на ведение реестра 7 этап
- Регистрация эмиссии акций в Центробанке 8 этап
- Заключительный 9 этап
Нужно подумать и определиться с такими вопросами:
- Кто будет учредителем или учредителями.
- Какое будет наименование.
- Чем будет заниматься Акционерное общество, подобрать виды деятельности по ОКВЭД.
- Где будет находиться Акционерное общество (адрес место нахождения).
- Какой будет уставный капитал, и на какое количество акций он будет разделен.
- Кто будет Генеральным директором общества.
- Будет ли Совет директоров у Акционерного общества или можно обойтись без него. Кто будет входить в Совет директоров, в случае его формирования, поименно.
- Будет ли Ревизор (Ревизионная комиссия) у общества или можно обойтись без него. Кто будет Ревизором, в случае его утверждения.
- Какая будет система налогообложения (ОСНО или УСНО).
- Кто будет реестродержателем (регистратором) Общества.
- В каком банке будет открыт р/с.
Необходимо подготовить следующие документы для утверждения на учредительном собрании:
- Повестка дня для протокола (решения) о создании общества.
- Устав.
- Договор о создании общества (если учредителей будет несколько).
На учредительном собрании учредители принимают решение о учреждении общества. Если АО учреждается одним лицом – оформляется Решение единственного учредителя. Если АО учреждается несколькими лицами – проводится учредительное собрание, оформляется Протокол учредительного собрания.
В Протоколе или Решении необходимо указать дату, время и место проведения, состав учредителей, единогласно принято решение по определенному вопросу или большинством учредителей.
На учредительном собрании или решением единственного учредителя должны быть решены следующие вопросы:
- Сам факт создания общества;
- Утверждение полного и сокращенного наименования общества;
- Утверждение места нахождения Акционерного общества и адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа;
- Утверждение размера уставного капитала общества, количества акций, на которое он разделен, их номинальную стоимость и как они распределяются между учредителями;
- Избрание постоянно действующего единоличного исполнительного органа общества - генерального директора;
- Формирование или не формирование совета директоров (наблюдательного совета);
- Избрание или не избрание членов ревизионной комиссии (ревизора);
- Утверждении реестродержателя (регистратора) общества;
- Утверждение Устава.
На учредительном собрании, если учредителей более одного, подписывается учредительный договор. В данном договоре максимально полно описывается процесс выпуска и распределения акций среди учредителей. Эта информация необходима, чтобы выпуск акций зарегистрировал ЦБ. Договор прекращает свое действие после оплаты всех размещаемых акций.
Утверждение устава общества, и все, что касается денежной оценки уставного капитала общества утверждается учредителями единогласно. По остальным вопросам достаточно три четверти голосов.
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Минимальный уставный капитал АО - 10 000 рублей. Но лучше сделать его больше, не забывайте – Вам предстоит оплачивать госпошлину за регистрацию выпуска акций.
В случае, если уставный капитал оплачивается имуществом или частично имуществом, имущество оценивается независимым оценщиком, у которого необходимо получить минимум два оригинала отчета о рыночной стоимости имущества (один оригинал в последствии предоставляется в налоговый орган для регистрации АО).
Если уставный капитал оплачивается только деньгами, то этот шаг пропускается, и регистрация начинается со следующего шага.
Перед подачей документов в налоговую, учредителям нужно сходить к нотариусу - оформить заявление по форме Р11001 и оплатить госпошлину за регистрацию в любом отделении Сбербанка.
В налоговую инспекцию подается следующий комплект документов:
- Заявление на регистрацию (форма Р11001).
- Протокол или Решение об учреждении АО.
- Договор о создании АО (если учредителей несколько).
- 2 экземпляра устава общества.
- Квитанция об оплате госпошлины – 4 000 р.
- Документальное подтверждение юридического адреса.
- Отчет оценщика – оригинал (если уставный капитал оплачивается имуществом).
- При необходимости – доверенность.
- При применимости - заявление на УСНО (3 экз.).
Документы можно получить в налоговой через три рабочих дня лично либо через представителя по доверенности.
Из налоговой вы получите такие документы:
- Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН).
- Лист записи ЕГРЮЛ.
Дальше нужно изготовить печать и получить извещения из ПФ и ФСС, их обычно отправляют почтой на адрес АО.
К моменту открытия расчетного счета желательно уже определиться с банком. Процесс открытия расчетного счета занимает в зависимости от банка от одного до семи дней. Комплект документов для открытия расчетного счета необходимо уточнять в выбранном банке. Как правило, он включает стандартный пакет документов, позволяющих идентифицировать организацию (Решение или Протокол об учреждении, свидетельство ИНН, лист записи, устав, приказ о назначении руководителя, копия паспорта руководителя).
Очень желательно сразу после открытия р/с оплатить Уставный капитал.
Выбор регистратора учредители утверждают на первом собрании учредителей, что отражается в первом решении (протоколе) общества.
Теперь нужно заключить договор с регистратором на ведение и хранение реестра владельцев ценных бумаг. Для заключения договора, регистратору нужно предоставить копии всех свидетельств и учредительных документов, заполнить заявления и анкеты. Точный перечень необходимого и порядок заключения договора, лучше выяснить непосредственно у регистратора.
После прохождения процедуры заключения договора, у Вас на руках будут такие документы:
- Договор на ведение и хранение реестра владельцев ценных бумаг.
- Акт приема-передачи реестра и документов, связанных с ведением реестра владельцев ценных бумаг.
Дальше вам нужно своевременно оплачивать услуги регистратора, во избежание расторжения договора.
Далее приступаем к самому сложному моменту создания акционерного общества – регистрации выпуска акций в Центробанке.
Документы на первичную эмиссию подаются не позднее тридцатого дня после регистрации акционерного общества в ИФНС. Лучше подать на несколько дней раньше, за задержку в подаче документов возможен штраф от 10 тысяч до 700 тысяч. Взыскивают штраф далеко не в каждом случае, но имеет смысл перестраховаться.
Документы, необходимые для регистрации акций указаны в 5.2., 5.5., 13.4, 13.7., 13.8 и 13.9. «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
Вместе с документами подается сопроводительное письмо (2 экземпляра, на одном поставят отметку о принятии) и CD. На диске должны быть размещены тексты анкеты эмитента, решения о выпуске ценных бумаг, отчета о выпуске ценных бумаг и описи документов.
Размер государственной пошлины – 35 тысяч рублей.
Срок рассмотрения документов – 20 дней. Если в документах были выявлены исправимые недочеты – срок рассмотрения увеличивается до исправления данных недочетов на 30 дней. Если недочеты исправить нельзя – ЦБ выносит отказ в эмиссии акций. В целом, новичкам так или иначе придется исправлять ошибки, с первого раза учесть все требования невозможно, и ЦБ относится к этому лояльно.
При положительном решении обществу выдадут:
- Уведомление о гос регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
- Два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным номером выпуска ценных бумаг.
- Два экземпляра отчета об итогах выпуска ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным номером выпуска ценных бумаг.
Документы может получить директор общества или курьер с доверенностью.
Важно Очень бережно храните эти документы, при их порче или утере без уважительной причины, Центробанк накладывает существенные штрафы.
После регистрации Выпуска акций в ЦБ, необходимо передать своему регистратору документы по эмиссии:
- Решение о выпуске акций – 1 экз., оригинал;
- Отчет об итогах выпуска – 1 экз., оригинал;
- Уведомление о гос. регистрации – 1 экз., копия.