Налог на самозанятых с 2019 года: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Автор: Юридический отдел ЮА «КБ Эгида»

Принятие поправок в НК РФ о «налоге на самозанятость» всколыхнуло общественность и породило массу самых различных мифов, многие из которых мы сегодня рассмотрим и опровергнем.

Напомним, с 1 января 2019 года в РФ запускается новый, экспериментальный налоговый режим для самозанятых. В качестве регионов для эксперимента выбрана Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Казань.

В сети часто упоминается, что можно будет зарегистрироваться не только по месту проживания, но и по месту ведения деятельности. Данной информации пока что доверять не стоит, пока не будут получены официальные разъяснения от налоговой службы. В противном случае поторопившихся может ждать штраф и доначисление налогов до 13%, если ФНС посчитает такие действия «умышленным занижением налоговой ставки».

Примечание: Вопрос с регионов ведения деятельности особенно актуален для фрилансеров, которые работают по всей России или даже зарубежом. Предварительно, если гражданин работает с клиентами из Москвы, Санкт-Петербурга, а так же из Воронежа, Волгограда и еще ряда городов, не входящих в перечень «экспериментальных регионов», он может зарегистрироваться в качестве самозанятого, указав один из регионов «эксперимента», в котором он работает. Но пока – это предварительно, стоит дождаться вступления в силу положений закона и первых разъяснений, поскольку явно потребуется формальное подтверждение документами местонахождения объектов ведения деятельности.

Кто будет считаться самозанятым?

Для регистрации в качестве самозанятого лица или же перехода на этот режим с ИП нужно отвечать следующим требованиям:

  • Работа в сфере оказания услуг (фриланс различных направлений, ремонт, репетиторство и т.д.), связанная с личным участием;
  • Доход, не превышающий 2.4 млн. в год;
  • Отсутствие наемных работников.

При соблюдении перечисленных условий, гражданин может с чистой совестью оформлять себе статус самозанятого лица.

Как регистрироваться?

Регистрация будет носить уведомительный характер без визита в налоговую службу. Гражданину, желающему официально встать на учет по новому режиму, нужно будет лишь скачать специальное приложение «Мой налог» и заполнить в нем необходимую информацию. По состоянию на декабрь 2018 года пока еще это приложение не готово.

Главный плюс нового режима – минимум бюрократии, а точнее ее полное отсутствие. Ни отчетов, ни регистраций. Да, и для, скажем, кредита или иных целей вы сможете самостоятельно изготовить справку в приложении и передать ее в банк. Удобно, не так ли?

Какой размер налога и как он платится?

Налог, который должны будут уплачивать самозанятые лица, составит:

  • 4% - с услуг, оказанных физическим лицам;
  • 6% - с услуг, которые будут оказаны компаниям.

Так же запланирован налоговый вычет в размере 10 000 рублей, однако механизм его использования пока еще не определен. Будет ли это разовая привилегия по достижению определённой суммы дохода или же равномерное уменьшение налога ежемесячно – пока неизвестно. 

Учет всех доходов и налогов по ним полностью отдается на откуп самозанятому гражданину.

Он будет обязан формировать в приложении чеки на заработанные суммы, передавать их клиенту, а потом на основании общей суммы выставленных чеков выплачивать налог ежемесячно.

Чек можно будет направлять через приложение как электронно, так и распечатывать на принтере.

Будут ли санкции за неуплату налога?

За неуплату налога планируется на первый раз наказывать самозанятого гражданина штрафом в размере 20% от неучтенной операции («забытый» чек), но не менее 1000 рублей, а затем, при повторном нарушении, уже налагать штраф в сумме всего чека.

Но, как заверил Президент РФ Владимир Путин, первый год действия эксперимента очень важно никого не штрафовать, поэтому данная норма пока что будет заморожена.

При этом наказываться будет как сокрытие дохода, так и не своевременная «пробивка» чека.

Как налоговая будет проверять полноту исчисленного дохода?

Никак, о чем они сами заявляли. Разумеется, возможны плановые проверки счетов, на которые поступили подозрительно крупные суммы, которые не были задекларированы гражданином.

Однако любые поступления наличных денег на руки ФНС никак выявить не может и великодушно оставляет их на совести гражданина. Покажет он их – ФНС узнает, не покажет – значит, не узнает. Но не стоит принимать этот вывод как руководство к действиях по сокрытию доходов!

Можно ли работать по найму и быть самозанятым?

Гражданин имеет полное право работать по найму и получать зарплату, налоги за которую уплачивает работодатель, а параллельно еще и отчитываться о дополнительных источниках дохода через приложение «Мой Налог».

Единственное НО: нельзя совмещать статус ИП и самозанятого. Или то, или это. При этом ИП имеет право в любой момент перейти в статус самозанятого, если попадает под требования, а так же вернуться вновь в статус ИП.

Что еще нужно платить самозанятому?

Применительно к его деятельности – ничего. Как обычное физическое лицо, ему нужно будет уплатить налоги на имущество, которое имеется у него во владении: недвижимость, транспорт.

Обязательные страховые взносы, как в случае с ИП, самозанятым платить не нужно. Плата в Фонд медицинского страхования уже заложен в налог и составляет примерно 20% от уплачиваемой суммы (20% от 4 или 6%, уточняем!), а вот выплаты в счет будущей пенсии самозанятый гражданин будет формировать самостоятельно.

В завершение

Если у вас остались вопросы по новому налоговому режиму – задайте их нашим специалистам, обратившись за консультацией. Так же не забывайте, что мы при необходимости поможем вам в открытии ИП или регистрации юридического лица, если сфера вашей деятельности не подпадает под режим самозанятости.

Консультация юриста
+7 (917) 506-82-82
+7 (495) 677-95-60
info@jurist-info.ru
Жук Ольга
Я согласен на обработку персональных данных.